Скандинавы – довольно странные люди, и остальная Европа поглядывает на них с опаской. Это они придумали специфический формат семьи, дешевую мебель-конструктор, Ледяной Отель и Карлссона, который все еще живет на крыше где-то в Стокгольме. Однако именно эта странность помогает скандинавам вообще и шведам в частности создавать удивительные по своей красоте и экзотичности вещи. Такие, как внедорожники SAAB.

Концепт SAAB 9-4х BioPower. Внедорожного в концепте маловато, но это только начало пути…

Проба пера

Марка SAAB известна что в России, что в Европе как «марка двух моделей». Седаны 9-3 и 9-5 (и их модификации) особо не делают погоды на мировом автомобильном рынке, оставаясь объектом интереса строго ограниченного круга ценителей. Впрочем, руководство марки не оставляет надежд побороть эту тенденцию, в том числе и за счет расширения модельного ряда. Как ни странно, на возрастающую популярность кроссоверов маркетологи марки обратили пристальное внимание еще на рубеже веков. Первую концептуальную разработку на эту тему саабовцы продемонстрировали в 2001 году. Кстати говоря, это был первый концепт с 1985 года. Очень внушительная пауза…

Интерьер SAAB 9-x 2001 года и сейчас смотрится футуристично

SAAB 9-x сложно назвать полноценным внедорожником, скорее это проба пера на неизведанном доселе поле. Попытка создать нечто совершенно «междуклассовое», объединить в одном элегантном кузове черты кроссовера, купе, универсала и Бог знает чего еще. Изощренная фантазия проектировщиков нашла более конкретное воплощение в следующем, 2002 году, когда они создали более внятный проект под кодом «9-3х» и с изрядной помпой представили его на автосалоне в Детройте. Первой официально внедорожной разработкой компании считается именно этот концепт.

Новая генерация, имеющая в своей идеологической основе все ту же идею сплава рафинированной спортивности и расширенных возможностей, стала бы настоящей бомбой, попади она в серийное производство. Увы, этот концепт-кар стал всего лишь полигоном для отработки различных, порой неожиданных стилистических решений.

Довольно компактный (в длину – 4380 мм), но обладающий длинной базой и малыми свесами концепт оснащался «умной» полноприводной трансмиссией от ZF и двигателем SAAB-GM. Уникальный 6-цилиндровый силовой агрегат объемом 2,8 литра за счет турбонаддува развивал 280 лошадиных сил и 410 Нм, доступных в широчайшем диапазоне оборотов. Дело дошло даже до ходовых испытаний, но довлеющая действительность в лице Боба Лутца, легендарного тогда еще вице-президента корпорации General Motors несколько подкорректировала стремления дизайнеров, «приземлив» их чаяния. В итоге на свет явился SAAB 9-3 Sport Combi, с внедорожной идеологией не имеющий совершенно ничего общего. Высказывались мысли о том, что еще одним потомком концепта 9-3х станет хэтчбек гольф-класса SAAB 9-2, однако этот вполне жизнеспособный проект так и остался проектом.

Как сэкономить

К идее строительства внедорожника шведы вернулись через полтора года. Как ни странно, по инициативе высшего руководства. Генералы General Motors таки озаботились затяжным кризисом шведского производителя и решили предоставить скандинавам собственную платформу, на которой тогда строились Chevrolet Trail Blazer и GMC Envoy. Очевидная попытка минимизации расходов на разработку новой модели и сокращения сроков ее вывода на рынок. Рассматривался в качестве донора платформы и Cadillac SRX, но по здравому размышлению маркетологи решили не усугублять внутрикорпоративной конкуренции. Марки SAAB и Cadillac в США не только позиционируются почти одинаково, но и продаются в одних и тех же автосалонах, так что соплатформенники просто отбирали бы покупателей друг у друга.

С самого начала разработчики под давлением требований рынка были ориентированы на выпуск среднеразмерного 7-местного SUV, то есть предельно утилитарного автомобиля. Тем не менее, некие фирменные черты будущий внедорожник должен был сохранить. К сожалению, изначально этого сделать не получилось. SAAB 9-7x, представленный на автошоу в Нью-Йорке, отличался от донора платформы только оформлением передней части. Хоть тут шведам дали волю… Но они сумели оставить за собой еще и разработку архитектуры салона. В итоге 9-7х худо-бедно, но все же соответствовал представлениям поклонников марки. В его судьбу вмешались непредвиденные факторы.

Как оказалось, американские покупатели вообще не рассчитывали на полноприводный SAAB. Привычные к переднему приводу седанов и турбированным моторам, малочисленные поклонники марки не восприняли шведский SUV всерьез, и эта вялая реакция рынка на эксперименты в сфере бэдж-инжиниринга заставила руководство марки пойти ва-банк. Соединенные Штаты подверглись массированной атаке 9-7х Aero!

Уместно вспомнить об авиационном прошлом марки – в 1937 году компания создавалась для выпуска военных самолетов. С тех пор самые мощные версии серийных моделей наделялись шильдиком Aero, и 9-7х не избежал этой участи. В производственную гамму вошел 390-сильный двигатель V8 объемом целых 6 литров!

И снова покупатели не восприняли шведских экзерсисов, ибо помимо монопривода марка SAAB ассоциировалась еще и с достаточно экономичными двигателями.

Биологическая сила

Последним на данный момент этапом развития внедорожного направления SAAB стало решение о будущей ликвидации модели 9-7х и замены ее на нечто более прогрессивное. Первыми ласточками этой прогрессии стали два концепта, реализующих в том числе и идею марки об использовании альтернативных видов топлива. На женевском автосалоне-2008 SAAB представил сразу два оригинальных концепта: 9-4х BioPower и 9-х BioHybrid.

Строго говоря, мировая премьера первого из них состоялась несколько ранее, на детройтском автошоу, но только в Женеве утонченные экологичные концепты выступили единым фронтом.

Приставку Bio в имени концепт 9-4х BioPower заслужил за свою способность переваривать вполне экологический вид топлива – биоэтанол. Правда, на энергетические показатели это не влияет: 300 «лошадей» и 400 Нм с двух литров рабочего объема. Шведы вновь проявили себя как турбо-художники, но на этот раз – в тесном содружестве с европейским центром General Motors. Концепт оснастили шестиступенчатой АКП и «продвинутой» системой полного привода. До 100 км/ч прототип должен разгоняться за 8 секунд, а расчетная максимальная скорость составляет 235 км/ч.

Уже прозвучали официальные заявления о том, что шансы 9-4х на серийное воспроизводство высоки, как никогда. Предпосылки к тому есть: это собственно сам концепт, который выглядит практически как серийная машина (если не считать экзотического пока двигателя), а также его предок 9-7х, чье существование на рынке решено прекратить. Его место и должен занять прототип.

Предполагается, что на конвейер кроссовер от SAAB попадет в начале 2009 года. Под его серийную версию концерн GM обещал выделить свою глобальную платформу Theta (на ней основаны, в частности, Opel Antara и Chevrolet Captiva). Однако подобных заявлений за всю внедорожную историю марки звучало очень много… Хочется надеяться, что в этот раз фортуна будет более благосклонна к шведам.

Второй же концепт, произведший настоящий фурор в Швейцарии, практического отношения к внедорожникам не имеет – это прототип будущего конкурента таких популярных автомобилей, как VW Golf или Volvo C30. Тем не менее, SAAB 9-x BioHybrid достоин упоминания – по нескольким причинам. Во-первых, он просто красив, чем, кстати говоря, заслужил звание лучшего концепт-кара Женевы-2008. Во-вторых, он предельно технологичен: его небольшой двигатель объемом 1,4 л способен развить около 200 лошадиных сил, почти не отравляя при этом атмосферу. Достигнуты такие показатели за счет использования турбонаддува, биотоплива и вживления в силовую установку электродвигателя (на биотопливе концепт развивает большую динамику, нежели на обычном бензине). И, в-третьих, во внешнем облике 9-х BioHybrid отчетливо проглядывают черты того (одноименного, кстати) концепта 8-летней давности, с которого, собственно и началась непростая история шведских внедорожных разработок.

Инженеры марки SAAB всегда почтительно относились к возможности визуализировать свои представления о развитии автопрома. Собственно, самой первой их разработкой стал концепт. После Второй мировой войны созданную в 1937 году для производства истребителей компанию Svenska Aeroplan Aktiebolaget было решено переориентировать на выпуск автомобилей (и в этом шведы нисколько не соригинальничали). Первой шведской ласточкой стал небольшой, но уникальный концепт 92001 (еще его называли Ursaab). По его внешнему виду было предельно ясно – создан авиаторами, решившими поиграть в машинки. Даже кодовый номер «92» намекал именно на это: последний созданный шведами самолет имел код «91», так что Ursaab как бы продолжал авиа-историю.

В серию концепт отправился в 1949 году и успешно выпускался вплоть до 1956 года.

Прочитано раз: 189; За сегодня: 1