Основанный в 1865 году, московский государственный технический университет «МАМИ» является крупнейшим высшим учебным заведением России, осуществляющим подготовку кадров для автомобильной и смежных с ней отраслей промышленности и сферы услуг.

В МАМИ была реализована уникальная инновационная система взаимодействия студентов и работодателей — Электронный центр карьеры — где работодатель подбирает и взращивает себе кадры с 1 курса. О ней, а также о глобальном кризисе системы профориентации, о создании болидов и уникальных автомобилей руками студентов мы поговорили с ректором МАМИ Андреем Николаенко.

Андрей Владимирович, Вы один из самых молодых ректоров в России. Расскажите о Вашей миссии на посту ректора МГТУ «МАМИ».

— Сегодня российское машиностроение переживает непростые времена. Модернизация, смена поколений происходит очень тяжело. В этой ситуации на технические вузы ложится большая ответственность — подготовка современных высококлассных специалистов, которые смогут вывести российскую промышленность на новый уровень, сделать её конкурентоспособной в условиях глобального рынка. Конечно, многое здесь зависит от эффективности государства и бизнеса, но и роль вузов в этом процессе сложно переоценить. В конечном итоге то, как ВУЗ научится реагировать на запросы внешней среды, выстраивать отношения с потенциальными работодателями, и определяет уровень выпускаемых специалистов. Своей главной задачей я вижу создание условий, при которых в МАМИ, с одной стороны, было бы приятно работать, заниматься преподаванием и наукой, а, с другой стороны, интересно учиться. Необходимо сделать так, чтобы вуз развивался опережающими темпами, и выпускники, устраиваясь на работу, никогда не слышали фразу «Забудьте обо всём, чему вас учили в университете».

Какие реформы Вы собираетесь осуществить?

— Необходимость перемен действительно назрела — и речь, пожалуй, не только о нашем вузе, но и системе технического образования в целом. Мир вокруг стремительно меняется, особенно это касается технологий. Однако высшей школе противопоказаны резкие перемены: с одной стороны, это залог её стабильности, с другой — прямой путь к стагнации. Всё новое здесь внедряется крайне медленно, часто непоследовательно, и это, безусловно, противоречит революционному духу перемен, происходящих в мире современных технологий. Очень часто то, что преподают сегодня в российских инженерных вузах, это даже не вчерашний день — это прошлый век. Причины всем известны: общая экономическая отсталость и отток кадров из отрасли и профессионального образования, с которым мы столкнулись в 90-е годы. Итог — устаревшая материально-техническая база, стареющий преподавательский состав.

Чтобы переломить ситуацию, нужна амбициозная, хорошо продуманная система мер, и, конечно же, люди, способные воплотить её в жизнь. Для МАМИ такой «дорожной картой» стала принятая недавно Программа стратегического развития 2012-2020. Её основные идеи — развитие взаимоотношений с работодателями на всех уровнях, модернизация учебного и научного оборудования, развитие проектного и практического обучения, активное внедрение международной мобильности, внедрение эффективного контракта, который позволит устанавливать заработную плату в зависимости от результатов работы каждого сотрудника. При этом очень важно, что наша Программа получила финансовую поддержку государства.

Расскажите о программе реструктуризации учебного заведения, какие факультеты исчезнут, что появится нового?

— Действительно, в конце 2011 года Министерством образования и науки было принято решение о создании на базе МАМИ и МГУИЭ (Московского государственного университета инженерной экологии) нового вуза — Университета машиностроения. Проект новой структуры сейчас находится на стадии обсуждения — в нём, кстати, может принять участие любой желающий с помощью нашего веб-сайта. Планируется, что университет будет состоять из 6 институтов и 60 кафедр. Административная структура, будет, естественно, единой. При этом все уникальные научные школы, специальности и направления обучения, которые составляли гордость и МАМИ, и МГУИЭ, будут сохранены.

Работают ли у Вас приглашенные специалисты?

— Вообще, мы довольно активно используем практику приглашения высококвалифицированных профессоров из других вузов России. Что касается зарубежных специалистов, то на данный момент это скорей краткосрочные визиты, мастер-классы или небольшие курсы лекций. Однако я совсем не исключаю, что в рамках Программы развития мы будет приглашать профессионалов из-за рубежа на постоянную работу. Такие примеры в России уже есть, и иногда это оказывается очень эффективным решением. Хотя, конечно, надо понимать, что рекрутинг заграничных специалистов — это не панацея, надо «выращивать» своих. Собственно, это и есть один из ключевых приоритетов нашей Программы.

Как происходит сотрудничество Вашего ВУЗа с отечественными компаниями?

— Вообще, мы стараемся не делить партнёров на «отечественные» и «зарубежные» — подходы к ним примерно одинаковые; впрочем, и деление это довольно условное. Например, Горьковский автомобильный завод — конечно, исконно российское предприятие, но возглавляет его выходец из Швеции; председатель совета директоров — австриец, да и сам совет директоров наполовину состоит из европейских менеджеров. Напротив, компания Hyundai Motor — южнокорейский бренд — позиционирует себя в России как «отечественный автопроизводитель», стараясь максимально локализовать производство в нашей стране. Глобальный рынок диктует свои условия, и мы не можем не обращать на это внимание.

В скором времени мы запускаем новый интересный проект — социальную сеть-портал, в которой каждый студент сможет зарегистрироваться, создать портфолио своих достижений и получать баллы за научную работу, повышая свой рейтинг. В свою очередь, компания, зарегистрированная на портале, получит возможность отбирать себе перспективных сотрудников, наблюдать за их успехами, творчеством, поощрять лучших. Таким образом, университет превращён в большую площадку для коммуникации студентов и будущих работодателей.

Расскажите про международное сотрудничество. Какие иностранные ВУЗы и компании работают вместе с вами?

— У нас существует довольно большая сеть зарубежных партнёров. Это, прежде всего, всемирно известные бренды — General Motors, Hyundai, KIA, Volkswagen и многие другие. Формы сотрудничества здесь самые разные — например, каждый год от 5 до 10 студентов за счёт компании Хендэ отправляются на семестровое обучение в Ульсанский университет (Южная Корея), один из самых передовых технических вузов региона. Хорошей традицией стало учреждение компаниями именных стипендий талантливым студентам. Вообще, развитие международной мобильности — это один из наших безусловных приоритетов. Наиболее «популярное» направление здесь — Германия. Впрочем, учитывая уровень развития немецкого автопрома, это неудивительно. Также мы сотрудничаем с итальянскими, австрийскими, испанскими университетами.

Какие выпускники пользуются большим спросом после окончания университета?

— Сложно выделить конкретную специальность. Кстати, не стоит забывать, что мы выпускаем не только конструкторов и технологов. Огромным спросом пользуются специалисты в области сервиса. В Москве уже больше 2-х миллионов автомобилей и потребность в специалистах по техническому обслуживанию, продажам, гарантийному обслуживанию очень высока. И студенты МАМИ занимают здесь устойчивую нишу.

Объясните, в чем заключается проблема сотрудничества с отечественными компаниями, ведь сотни гениальных проектов лежат на полках университета?

— Действительно, одним из самых ярких выпускающих отделов нашего университета является кафедра дизайна. И я вынужден признать, что основным спросом дизайнеры пользуются в зарубежных компаниях. В российском автопроме наши студенты не востребованы, при этом они работают в Вольво, Рено, БМВ, Ауди и т.д. Можно назвать любой бренд, и мы не ошибёмся, что в нём работает специалист из нашего университета. Но мы всё равно смотрим на ситуацию с оптимизмом. Я делаю ставку на то, что выпускники вернутся с опытом работы. А то, что они уезжают, лишь говорит о хорошем качестве нашего образования.

Существует ли проблема диалога между образовательными учреждениями и отечественными производителями?

— Основная проблема в том, что наши автопроизводители расположены не в Москве. Допустим, почему мы тесно не сотрудничаем с АвтоВАЗом? Если ребята из регионов приезжают в Москву учиться, то вероятность того, что они вернутся обратно, крайне низкая. Мы прекрасно понимаем, что уровень зарплат в Москве намного выше, чем в регионах. Поэтому, одна из наших стратегических задач — открытие филиала университета, например, в Калуге — автомобильном кластере Центрального региона.

Расскажите о поддержке стартапов и научных инкубаторов. Как Вы содействуете реализации новых идей у студентов?

-МАМИ попал в число победителей недавно прошедшего конкурса, который проводил Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Наш проект по развитию молодёжного предпринимательства существует с сентября 2011 года. Здесь студенты получают ценные знания о том, как открыть своё предприятие, какие платить налоги, как составить бизнес план. Даже если выпускник не откроет своё дело, всё равно такие знания расширяют кругозор и больше ориентируют его на современные экономические реалии.

Что бы Вы напоследок пожелали нашим читателям?

— Верить в мечту. Выражаясь инженерным языком, мечта — это двигатель, без которого жизнь стоит на месте. Верьте в свою мечту, и всё обязательно получится!

Прочитано раз: 93; За сегодня: 1