Оснащение ремонтного цеха любого автопредприятия правильнее всего начинать с выбора подъемников. Именно от них напрямую будет зависеть эффективность и качество его работы.

После окончания гарантийного срока приобретенной автотехники перед руководителями автоколонн встает вопрос, где и как ее ремонтировать. Пытаясь снизить затраты на обслуживание, некоторые выбирают не самый простой, хотя и наиболее надежный путь – создание собственной ремонтной мастерской. Однако для того, чтобы он привел к успеху, важно не ошибиться в выборе оборудования. Причем начать оснащение ремонтного цеха стоит с приобретения подъемников.

Обойтись без них не удастся. Особенно в том случае, если парк эксплуатируемых машин велик. Отсутствие подъемников скажется на производительности мастерской. К тому же технология многих видов работ предусматривает вывешивание автомобиля, без которого качественный ремонт невозможен. Да и о безопасности слесарей, обеспечить которую при отсутствии специальных подъемных приспособлений будет трудно, забывать не стоит. Так что альтернативы подъемнику нет. Разве что частично его сможет заменить старая добрая смотровая канава.

Подъемник или канава?

Определение «старая» в отношении смотровой канавы в данном контексте не совсем уместно. Благодаря использованию современных устройств знакомая всем с давних пор гаражная яма превратилась в высокотехнологичное ремонтное приспособление, которое в некоторых случаях действительно может заменить напольные подъемники. Вот что по этому поводу рассказывает руководитель грузового направления компании ТТС, специализирующейся на поставке оборудования для автомобильных мастерских, Юрий Лодыгин: «С помощью установленной на канаве передвижной траверсы можно поднимать за ось любые машины так, что открывается доступ ко всем элементам подвески. Более того, сейчас появились так называемые опорные комплекты: благодаря используемым в них передвижным страховочным стойкам удается вывешивать сразу весь автомобиль, причем неважно какой, от легковушки до многоосного грузовика и даже автопоезда! Так что функционально канава перестала уступать подъемникам».

Есть у канавы и некоторые преимущества, из-за которых ремонтные мастерские иной раз предпочитают ее традиционным подъемникам. В первую очередь речь идет об универсальности. В том случае, когда парк компании представлен разнообразными машинами, это свойство становится особенно значимым. Практически невозможно подобрать такой подъемник, чтобы на нем можно было чинить все автомобили. С канавами дело обстоит проще: в конструкцию большинства из них заложена возможность обслуживания практически любых видов машин.

Кроме того, канавы позволяют экономить время на подготовке автомобиля к работе и могут быть задействованы в узком помещении, в котором подъемник, требующий определенного пространства с обеих сторон от машины, просто не поместится. К тому же в их нишах часто размещают небольшой инструментарий или хранилище запчастей, что позволяет оптимизировать использование производственных площадей.

Однако у смотровой канавы есть и свои недостатки.

Один из самых главных заключается в затратах на её возведение, вам придётся подготовить проект, который будет учитывать наличие подземных коммуникаций, свойства грунта, расположение подземных вод. Этот проект необходимо вначале утвердить в специальных государственных службах. Следующим этапом необходимо отыскать подрядчика, который возьмётся за работу и выполнит её качественно, согласно документации.

Так что, думается, браться за строительство смотровых канав без особых на то оснований не стоит. При отсутствии в помещении уже построенной ямы выгоднее установить подъемник.

Следующим недостатком выступают различные правовые ограничения, связанные с техникой безопасности. Один из самых главных — запрет на проведение электрической сети напряжение которой выше 12 В, в результате этого нельзя использовать большое количество оборудования.
В том числе и подъемных приспособлений с электрическим управлением. Не случайно на траверсах, предназначенных для смотровых канав, устанавливают подъемники только с ручным гидравлическим механизмом, который приводится в действие нажатием на рычаг. Причем шаг подъема при каждом ходе рычага исчисляется миллиметрами, что, естественно, делает работу с такими приспособлениями не очень удобной.

Для того чтобы выбрать наиболее подходящий подъемник, необходимо в комплексе учесть целый ряд факторов.

Габариты и грузоподъемность подъемников

Эти параметры самые важные при выборе подъёмника. К большому сожалению особой универсальностью эти механизмы не обладают. Нельзя приобрести один самый мощный и дорогой подъёмник и производить ремонт на нём всех видов автомобилей от грузовичков, до небольших легковушек.

В каких целях вы будете использовать подъёмник, напрямую зависит от его типа. Стационарные стойки, с подхватами для колёс могут обслуживать только автомобили с определённой колёсной базой. Покупка его в автомастерскую будет логичной, если вы занимаетесь обслуживанием однородного парка машин.

Больший простор дают стационарные стойки с креплением под раму, хотя и с их помощью можно ремонтировать лишь схожую по своим характеристикам технику.

Хорошим вариантом будет платформенный подъёмник. Здесь размеры автомобилей будут ограничиваться только шириной платформы и и промежутком между ее колеями. Только вот работать на таких устройствах не совсем удобно.

Наиболее универсальные передвижные стойки, оснащённые подхватами под колёса. Единственным ограничителем на использование оказывается диаметр колеса в купе с грузоподъемностью. Тут правда необходимо отметить, что большинство фирм предлагают приобрести к таким подъёмника набор накладок и подхватов, которые позволят подвесить технику с меньшим размером шин.

Мобильный или стационарный?

Для мастерской при автобазе универсальность оказывается не единственным преимуществом мобильных подъемников.

Юрий Лодыгин: «Грузовики неповоротливы. И если подъемник размещен стационарно, возникают сложности с установкой на него автомобилей. Приходится отводить большие площади для того, чтобы машины могли маневрировать при заезде на пост. Решить проблему позволяет использование передвижных колонн. Они чрезвычайно легки в управлении, благодаря пневматической подвеске без проблем передвигаются даже по неровному полу. Их можно быстро подвести в нужное место и установить под автомобиль. Передвижные колонны позволяют работать в более тесном помещении и даже вне его, что было бы невозможно в случае использования стационарных стоек. В нерабочем же состоянии они отодвигаются к стене и занимают совсем немного места.

Еще одним существенным преимуществом передвижных колонн становится их цена. В среднем их стоимость в два-три раза ниже стоимости аналогичного стационарного оборудования. Да и отсутствие длительного монтажа снижает первоначальные затраты на оснащение мастерской. Получается, все аргументы подводят нас к тому, что небольшой цех выгоднее оборудовать мобильными подъемниками».

Аргументы Юрия Лодыгина выглядят убедительными. У передвижных подъемников много преимуществ. Но есть у них и недостатки, которые тоже стоит принять в расчет. Главный из них – низкая производительность работы с такими устройствами. Грамотно расположенные стационарные стойки позволяют быстрее вывешивать автомобиль. Да и используемый на передвижных колоннах механизм крепления под колеса во многих случаях требует последующей перестановки машины на страховочные стойки, что тоже приводит к потерям времени. И тут уж нужно выбирать, что приоритетнее в конкретных обстоятельствах: производительность или же мобильность, дешевизна и нетребовательность к размерам помещения мастерской.

Пневматика, гидравлика или механика?

Особенность подъемников для работы с грузовиками и автобусами, как мобильных, так и стационарных, состоит в том, что в них не используют пневматический привод, так широко распространенный в легковых автосервисах. Хотя пневматика более удобна и быстродейственна, чем любые другие подобные механизмы, она имеет существенные ограничения по грузоподъемности. При обслуживании машин массой более пяти тонн пневматика неприменима. В этом случае выбирать придется между гидравликой и электромеханическим приводом. По скорости оба типа подъемников почти одинаковы (хотя гидравлика все же чуть-чуть быстрее), а вот по удобству и стоимости обслуживания гидравлические подъемники оказываются более выгодными. Они менее шумны, отличаются плавностью хода и лишь два раза в год требуют проводить регламентные работы, в то время как смазывание трущейся пары винт-гайка электромеханических приспособлений превращается в постоянный процесс.

Юрий Лодыгин: «В некоторых случаях мастера грузовых сервисов предпочитают смазывать трущиеся детали перед каждым подъемом автомобиля. В противном случае существует опасность заклинивания агрегата».

Зато цена механического подъемника при прочих равных условиях оказывается ниже, чем гидравлического или пневматического.

Стоечный, ножничный или плунжерный?

Этим вопросом стоит задаться тем, кто решит устанавливать стационарные подъемники.
Стоечные подъемники в общем случае оказываются наиболее дешевыми, однако они, с одной стороны, требуют большей площади для крепления массивных колонн, которые к тому же часто становятся серьезным препятствием для маневрирования техники, а с другой – их подхваты вместе с самими стойками затрудняют доступ к боковой части автомобиля. В некоторых случаях эта особенность может стать помехой для мастеров.

Более удобны плунжерные подъемники с размещением приводного механизма в пенале под полом. Они компактны, особенно те модели, которые предусматривают установку стоек под автомобилем. В нерабочем состоянии их механизм заглублен и не мешает перемещениям машин. Но главное преимущество этих конструкций в том, что они оказываются наиболее удобными для проведения практически любых видов работ. Однако по цене плунжерные подъемники серьезно превосходят своих конкурентов. К тому же проложенные коммуникации часто не позволяют установить эти механизмы в уже построенных цехах.

Промежуточную позицию по цене занимают ножничные подъемники. По компактности благодаря отсутствию стоек и складывающемуся в пол механизму они оказываются на уровне плунжерных. Как уже говорилось, ножничные приспособления отличаются наибольшей универсальностью. Но значительную часть работ на таких подъемниках выполнять неудобно даже при условии установки дополнительной подъемной траверсы для вывешивания осей автомобилей. К тому же эти приспособления отличаются наименьшей безопасностью. В автосервисах их обычно используют на стендах сход-развала или для предварительного осмотра машин на пункте приема, то есть там, где важна быстрая постановка техники, хороший обзор расположенных в нижней части кузова узлов, зато не требуется проводить ремонтные работы. В мастерской же автобазы их применение вряд ли окажется целесообразным.

Форма подхвата

Еще одним существенным фактором, влияющим на выбор подъемника, становится способ крепления автомобилей. Они могут вывешиваться с помощью точечных подхватов под раму или пороги, подхватов под колеса, а также платформ, которые способны поддерживать машину либо под раму или пороги, либо под колеса. От способа крепления зависит то, насколько удобно будет мастерам выполнять те или иные виды работ. Очевидно, что чинить подвеску на автомобиле, который вывешен за колеса, практически невозможно: придется применять какие-то дополнительные приспособления. По возможности этого лучше избежать, приобретая подъемники, рассчитанные на крепление под пороги или раму. Причем из подобных устройств наибольший доступ предоставляют механизмы с опорными платформами, размещенными на установленных под автомобилем стойках. Боковые колонны, как уже говорилось, существенно ограничивают подход к ремонтируемому автомобилю.

Впрочем, выбирать форму подхвата возможно лишь в том случае, если предполагается использовать стационарное оборудование. Передвижные стойки при всех своих достоинствах такой возможности не предоставляют – они все имеют подхваты под колеса. Так что придется либо отказаться от мобильности, либо смириться с необходимостью использовать дополнительные страховочные стойки, которые целесообразно приобретать вместе с подкатными подъемниками. При этом надо не забыть убедиться в том, что грузоподъемность опор достаточна для удерживания любого из работающих в компании автомобилей. Кстати сказать, страховочные стойки предоставляют отличный доступ к узлам автомобиля, вот только переустанавливать грузовик с подъемника на них неудобно.

Некоторые передвижные колонны в качестве дополнительного оборудования могут комплектовать траверсами с опорой на раму. В этом случае страховочные стойки не понадобятся. Однако сама установка такой траверсы потребует проведения дополнительных операций, а значит, больших временных затрат.

Другие параметры

При приобретении подъёмника необходимо учесть несколько очень важных факторов. Рассмотрим несколько наиболее важных из них.

Скорость подъёма. Как вы наверное поняли, чем быстрее, тем лучше. Но при этом стоит учитывать , что самые быстрые подъёмники стоят на порядок выше медленных, если у вас небольшой сервис или вы приобретаете его для себя, этим фактором можно пренебречь.

При выборе максимальной высоты, ориентируетесь на высоту потолков в помещении, где будет устанавливаться оборудование. Чем больше высота, тем удобнее работать с автомобилем. Оптимальным параметром я считаю как минимум 2000 мм., при условии крепления за раму и 1600 мм. при креплении за колёса.

Минимальная высота подъёмов подхвата от уровная пола, чем она ниже, тем будет лучше. Этот параметр может ограничивать круг обслуживаемых машин в сервисе. На крупнотонажных подъёмниках этот параметр очень мал, в результате на них нельзя вывешивать маленькие автомобили.

От потребляемой мощности напрямую зависит расход электроэнергии. Чем меньше потребление энергии, тем меньше расходов на электроэнергию. На наших моделях этот показатель в среднем составляет 6-10 кВт, на многотонажных подъёмниках этот показатель может увеличиваться до 20 кВт. Иностранные подъёмники в большинстве случаев экономнее. Так, некоторые из итальянских подъемников марки ОМА ограничиваются потреблением всего 3 кВт!

Выбор производителя

На рынке представлено немало моделей как отечественных, так и зарубежных компаний. Первые обычно оснащены электромеханическим приводом и по ряду параметров, таких как надежность и экономичность, уступают аналогам, произведенным ведущими компаниями, но не настолько, чтобы совершенно не учитывать их при выборе оборудования. Тем более что стоят они обычно существенно дешевле импортных образцов, а при надлежащем уходе служат достаточно долго. Надо сказать, в сегменте автосервисного оборудования действует тот же принцип, что и на всем остальном рынке. Выбирая оборудование лучших концернов, таких как немецкая фирма Blitz или итальянская OMA, покупатель, безусловно, приобретает подъемник самого высокого качества, вместе с которым получает отлаженную систему сервиса и широкую сеть снабжения запчастями. Однако все это будет стоить денег. Да и далеко не всегда оборудование оказывается в свободной продаже. Часто его приходится ждать полтора-два месяца. Остановив же выбор на подъемниках менее известных производителей, покупатель, тем не менее, становится владельцем вполне функционального приспособления. Возможно, по каким-то параметрам оно будет уступать лидерам, но в целом окажется надежным, удобным и более дешевым, а доставку не придется ждать два месяца.

Юрий Лодыгин: «Наибольшим спросом пользуется продукция немецких и итальянских производителей. На их оборудование большие очереди, хотя цены достаточно высокие. В то же время мы сотрудничаем и с менее известными брендами, которые, кстати, предлагают весьма достойную технику. Сейчас, например, у нас появились очень приличные австрийские подъемники марки Autolift, стоимость которых оказывается существенно меньше. Судите сами: 7,5-тонный подъемник немецкой компании Blitz стоит порядка 27 тыс. евро, в то время как австрийский аналог обойдется в 23 тыс. Это оборудование находится в свободной продаже».

Очень может быть, что для небольшой мастерской, не предназначенной для обслуживания сторонних клиентов, в которой оборудование, скорее всего, будет работать в щадящем режиме, покупка подобных нефирменных, но качественных подъемников могла бы оказаться неплохим ходом, позволяющим приобрести приличную технику по невысокой цене.

Цены на подъемники

Разброс цен на рынке автомобильных подъемников велик и зависит в первую очередь от их производителя.
Наиболее дешевы китайские механизмы. Так, 4-стоечный, причем гидравлический агрегат грузоподъемностью в 3,5 т, предназначенный для вывешивания небольших коммерческих автомобилей, можно приобрести за 120 000 руб. Десятитонник на четырех постоянных опорах в среднем в три раза дороже, а стационарные гидравлические 6-стоечные подъемники грузоподъемностью 24 т минимум будет стоить 500 000 руб.

Отечественное оборудование стоит дороже. Электромеханические 4-стоечные установки, рассчитанные на подъем «Газелей», продавцы выставляют по цене от 150 000., за стационарные колонны грузоподъемностью 24 т просят от 500 000 руб. Чуть меньше придется заплатить за подкатные колонны.

В среднем ценовом диапазоне находятся изделия многих зарубежных (в основном европейских и американских) производителей. Так, 4-тонная 4-стоечная гидравлика ОМА (Италия) обойдется приблизительно в 400 000–470 000 руб. Схожая американская установка Bend Pak чуть дешевле. Комплект из четырех подкатных колонн RAV (Италия) грузоподъемностью 16 т от миллиона рублей. Примерно столько же стоят подъемники ряда других итальянских, немецких, австрийских или американских производителей.

Но есть и более дорогое оборудование, стоимость которого уверенно переваливает за несколько миллионов. К примеру 1700000 рублей придется отдать за 12-тонный, причем не гидравлический, а электромеханический подъемник итальянской компании RAVAGLIOLI. Но тут уж ничего не поделаешь: за известное имя приходится платить!

Прочитано раз: 531; За сегодня: 1