Как основательно пополняется лексикон у детишек, сидящих на заднем сиденье вашей машины! И чаще всего непечатные словеса они слышат по причине… Ну правильно, вот того гражданина, что встал посреди дороги с закипевшим мотором. И чаще всего мотор этот принадлежит — обратите внимание! — переднеприводному ВАЗу.

Не задумывались почему? И не догадаетесь: вентилятор системы охлаждения этих авто срабатывает только при температуре охлаждающей жидкости (далее ОЖ) 105 градусов. И если приличный антифриз кипит только на 123—126, то температуру его кипения от температуры срабатывания вентилятора могут отделять считанные градусы.

Для усердно изучавших физику в школе отвечу сразу: с температурой я ничего не напутал — и не хуже вас знаю, что вода кипит при 100 градусах Цельсия при атмосферном давлении воздуха. Но, во-первых, ОЖ находится в системе охлаждения мотора в герметичном контуре и при повышении температуры давление там — атмосферы этак полторы. А вовторых…

Во-вторых, в радиаторе совсем не вода. Точнее, не совсем вода, а водный раствор специальных веществ. В первую очередь это этиленгликоль (С2H4[OH]2) — ядовитая вязкая бесцветная жидкость — или менее ядовитый и менее агрессивный к деталям двигателя, но и более дорогой пропиленгликоль (С3H6[OH]2). Именно эти жидкости обеспечивают высокую температуру кипения, но, к сожалению, при этом крайне агрессивны к металлическим частям и к тому же имеют свойство вспениваться, что сводит на нет их охлаждающие свойства при высоких температурах.

Чтобы этого не происходило, в антифриз добавляют присадки, предотвращающие накипь, а главное, замедляющие процесс коррозии и исключающие вспенивание. Эти присадки бывают трех типов, в процессе возрастания «крутизны» состава: неорганические (обозначение G11 или G48), гибридные (G05) и органические (G12, G12+, G30, G33 и G34).

Утомил подробностями? Потерпите еще, ибо именно от этих «мелочей» зависит совместимость свежекупленного состава и того, что уже было залито в вашу машину. «Органику» на заводе заливают редко и, как правило, в самые «продвинутые» моторы (с алюминиево-магниевыми блоками и т. д). Жалко, что заливают редко: ведь у органики наименьшая коррозионная активность и наибольший срок службы присадок. Если у «неорганики» присадки теряют свойства уже через пару лет, то органические служат до пяти. Это тот самый случай, когда кашу маслом не испортишь. Но «кашу» смешивать с другой нельзя никогда: ни «органику» с «гибридом», ни этиленгликолевые с пропиленгликолевыми антифризы. Печальные последствия обнаружить легко — по наличию осадка на дне расширительного бачка.

Виды антифриза.

В любом случае, заливая новый антифриз взамен поработавшего старого, не поленитесь промыть систему охлаждения дистиллированной водой. Ею же (а не водопроводной: накипь убивает радиаторы еще быстрее, чем чайники!) будете разбавлять антифриз в случае покупки не готового продукта, а концентрата.

Как правило (но не без исключений!), «органику» окрашивают в красный цвет. «Неорганику» либо «гибриды» — в синий или зеленый. Зеленые красители предпочтительнее, ибо позволяют определять течь системы охлаждения в свете ультрафиолетовой лампы.

Теперь о выборе марки антифриза. Тут все непросто. Я сам в свой мотоцикл заливаю специальный (с пониженной агрессивностью к алюминию) Motul, очень хорошо себя показала недорогая «органика» AGA и, само собой, большинство дорогих «фирменных» (например, Liqui Moly, Mobil, BP). Из обратных примеров — Nordix. ОЖ, выпускаемая под этой маркой, отличается крайней агрессивностью к припою (а значит, быстро «убивает» термостат) и, что еще страшнее, сильной склонностью к вспениванию. Ничуть не лучше и «Полар», «Север-40» и Longway, не говоря уже о синеватых жидкостях, продаваемых у обочин и в мелких магазинчиках в полупрозрачных канистрах с криво наклеенными этикетками. Будьте бдительны!

Но даже правильно выбранный антифриз — не панацея от закипания. Чистой должна быть не только ОЖ, но и патрубки и радиатор, причем последний не только изнутри, но и снаружи. Да и мотор тоже нелишне отмывать от грязи, а также держать в исправности датчик включения вентилятора.

Такой картины в расширительном бачке быть не должно:

Использование некачественного антифриза может привести к образованию накипи, коррозии:

И напоследок. Не хочу никого пугать, но закипевший движок — штука коварная. Часто вследствие перегрева «ведет» сопряжение блока цилиндров и его головки. Наружу это чаще всего вылезает прорывом газов в систему охлаждения. Клинический случай — попадание антифриза в цилиндры и неизбежный гидроудар. Тут уж необходим серьезный ремонт. Так что не поленитесь, если ЧП все же произошло, добраться побыстрее до проверенного сервиса.

Но лучше все же вовсе не кипеть. Ни в пробке, ни при скоростном «марш-броске». Чего и желаю всем вам, благо это вполне достижимо при вышеперечисленных несложных мероприятиях по уходу за любимой тележкой.

Профилактические работы с антифризом в машине:

  • 1 раз в 2 года (не реже) — замена антифриза
  • 1 раз в месяц — проверка антифриза и долив (по необходимости)
  • 2 раза в год (весной и осенью) — чистка моторного отсека
  • 1 раз в 1,5-2 месяца — чистка радиатора снаружи в летнее время и хотя бы разок посреди зимы.

Видео выбор антифриза:

Как не купить поддельный антифриз:

Различия между тосолом и антифризом, интересные факты о охлаждающей жидкости:

Прочитано раз: 19; За сегодня: 1