Для самых первых автомобилей проблемы очистки стекла не существовало, поскольку и не существовало самого ветрового стекла. Когда лобовое стекло стало непременной принадлежностью любого автомобиля, тогда и появился первый примитивный стеклоочиститель, который состоял из щетки, передвигающейся вручную при помощи специального рычага в вертикальном направлении. Потом появился стеклоочиститель с точкой опоры в центре ветрового стекла, который в отдельных случаях использовался и раньше, так же приводимый в действие вручную.

Несмотря на то, что внешний вид стеклоочистителя остался, казалось бы, практически таким же, как и 80 лет назад — в эпоху начала его использования, все это время его конструкция постоянно изменялась.

Первый стеклоочиститель с механическим движителем, приводимый в действие электромоторчиком был изобретен уроженцем Гавайских островов Ормоном Эдгаром Уоллом в 1917 году. Здесь стоит заметить, что помимо электромоторчика как средства перемещения щеток были опробованы и механические системы, например, передвижение посредством гибкого валика (аналогичного приводу счетчика километража), посредством сжатого воздуха, понижением давления во впускном трубопроводе. Последнее решение оказалось несовершенным из-за непостоянной скорости движения щеток стеклоочистителя, которая зависела от снижения оборотов коленчатого вала двигателя.

В Европе электрический стеклоочиститель появился в 1924 году, но только в конце пятидесятых они получили дальнейшее развитие. Для преобразования электрической энергии в механическую были опробованы электромагниты и моторы с двойным направлением вращения. От электромагнитов отказались из-за низкого КПД, ненадежности и непостоянной скорости перемещения щеток. Второй вариант помимо тех же самых недостатков был плох тем, что коммутатор выключателя, который включал одно или другое направление движения, не позволял быстрой инверсии щеток.

Постепенно функции стеклоочистителей оказались настолько важными, что с конца сороковых годов нормы безопасности всех без исключения стран определили, что процент лобового стекла должен очищаться стеклоочистителями была установлена и частота колебания щетки — 45 для первой скорости и 60-70 для второй. И по сей день системы очистки ветровых стекол не превышают этого максимального значения, так как частота колебаний в 70 представляет физиологическую границу. Исследования установили, что когда перед глазами человека какой-либо предмет колеблется с частотой равной 80 или более колебаний в минуту, может наступить состояние гипноза.

Развитие и совершенствование электрических стеклоочистителей затронуло как видимые части (щетки) так и его функциональные возможности, одну или несколько скоростей, тип движителя щеток, геометрические размеры рычага и щетки. Невидимыми от нас остались моторедуктор, кинематические цепи, преобразующие вращательное постоянное движение электромоторчика в колебательное движение щеток.

Главным новшеством в установке стеклоочистителей после Второй мировой войны стало их место, которое сдвинулось на нижнюю кромку ветрового стекла. Устройство расположилось в капоте двигателя и стало более удобным и безопасным. Кроме того, вращающиеся части больше не находились над панелью приборов, где они могли бы повредить проводку. Для наибольшего упрощения монтажа был предпринят ряд попыток на удаление кинематических цепей стеклоочистителей и использования вместо них двух электронно синхронизированных моторов.

Что касается кривошипно-шатунного механизма, то были проведены работы по расширению или изменению очищаемой поверхности, кроме того, повысилась мощность, а так же появились электромоторы с двумя и более скоростями, для того чтобы частота колебаний соответствовала интенсивности дождя или снега. Многие работы были нацелены так же на улучшение качества и внешнего вида щетки и на создание приспособлений для снижения шума и самопроизвольного поднятия стеклоочистителя.

В начале пятидесятых годов к стеклоочистителям было добавлено устройство для мойки лобового стекла, команда прерывистой работы, автоматическое устройство и устройство оставляющее стеклоочистители в положении не затрудняющим видимость.

Здесь стоит отметить некоторые альтернативы всем хорошо известного стеклоочистительного устройства, состоящего из резиновых щеток, арматуры и электрического моторчика. Эксперименты с лазерными и ультразвуковыми стеклоочистителями показали, что автомобиль не обладает необходимым запасом энергии для их использования, потому пока подобные системы все еще технически сложны и дорогостоящи. Недостатками этих систем стало и вредное воздействие ультразвуков на здоровье и вызывающая сомнения безопасность при использовании лазерного излучения.

Начиная с восьмидесятых годов широкое распространение получили одно-щеточные стеклоочистители. Один стеклоочиститель во время движения лучше располагает щетку по направлению ветра, делая ее менее чувствительной к его эффекту. Кроме того, к приводу стеклоочистителя были подключены датчики влаги, которые автоматически включают дворники при начале дождя и регулируют скорость их движения в зависимости от интенсивности непогоды.

Прочитано раз: 6; За сегодня: 1